Картинка i-folderOpen.gif Продукция

Картинка i-xls.gif Прайс-лист

Контакты

Адрес:
664056 г. Иркутск,
ул. Салацкого, 17
(м/р Приморский),

тел./факс: (3952) 793-663  
Написать нам письмо

Новости

Участники Всероссийского совещания, обсудив вопросы переработки и использования золошлаковых материалов в электроэнергетике, учитывая важность и актуальность решения указанной проблемы в целях обеспечения экологической безопасности в отрасли, отметили:

- вовлечение в оборот золошлаковых материалов способствует превращению недоиспользованной части изъятых природных ресурсов в процессе энергетического производства в конкурентоспособный рыночный товар, созданию новых производств, увеличивает ресурсный потенциал региона, сохраняя природные ресурсы;

- основными потребителями ЗШМ на товарном рынке в настоящее время являются строительная индустрия и промышленность строительных материалов (ЗШМ могут быть использованы при производстве цемента, бетонов, растворов и других вяжущих материалов, сухих строительных смесей, строительных блоков, мелких строительных блоков из ячеистого бетона, конструкционных изделий для индивидуального, промышленного и гражданского строительства, силикатного кирпича, безобжигового и обжигового зольного гравия, а также при строительстве автомобильных, железных дорог, при производстве планировочных работ, в ландшафтном строительстве и в других сферах);

- ОАО РАО "ЕЭС России" и ЗАО "АПБЭ" проделан существенный объем работ (в рамках реализации экологических программ 2007-2008) по разработке нормативно-правовых документов федерального уровня по стимулированию полезного использования золошлаков ТЭС, однако, в настоящее время на федеральном уровне эта работа ведется недостаточно системно;

-существующие системы гидрозолошлакоудаления приводят к существенному ухудшению потребительских свойств золошлаков и качества окружающей среды в районах расположения ТЭС, снижению конкурентноспособности электростанций;

- недооценку важности проблемы золошлаков при разработке проектов реконструкции угольных электростанций;

- возможен следующий алгоритм оптимального решения проблемы золошлаков:

• федеральные органы исполнительной и законодательной власти обеспечивают проведение межотраслевых системных исследований по проблеме золошлаков и своевременную разработку соответствующих нормативно-правовых документов, а через органы управления и природоохранного надзора проводят политику стимулирования рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• энергокомпании с целью снижения издержек энергетического производства и охраны окружающей среды проводят исследования существующего и потенциального рынка потребителей золошлаков и организуют работу систем золошлакоудаления в соответствии с основными принципами и методическими положениями по созданию систем ЗШУ с оптимальными экономическими и приемлемыми экологическими показателями;

- конструктивную позицию ОАО «Иркутскэнерго» и ЗАО «Иркутскзолопродукт» о том, что для применения ЗШМ ТЭС в промышленности строительных материалов, дорожном строительстве и других отраслях помимо существующей нормативно-технической документации необходимо:

§ дополнительно разрабатывать технические условия и паспорт на ЗШМ каждой ТЭС для предложения их на рынок; технологические регламенты на конкретные технологии производства строительных материалов на основе ЗШМ и соответствующие бизнес-планы;

§ создать системы отбора, хранения и транспортировки сухой золы с учетом тенденции ее потребления (для обеспечения потребителей сухой золой уноса);

§ разработать технические условия отбора золошлаковой смеси с золоотвалов;

§ предусмотреть преференции для предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в области обращения с ЗШМ ТЭС;

§ получить законодательное подтверждение, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, отнесенных к 5 классу опасности для окружающей природной среды, не лицензируется;

§ принять меры административного и экономического воздействия против монополизации производства, например, в строительной индустрии, дорожном строительстве и др.;

§ ввести порядок обязательного проведения открытых конкурсов на все стройки с использованием нерудных материалов и с предоставлением приоритета для использования ЗШМ;

- позитивный опыт использования ЗШМ Каширской ГРЭС (филиала ОАО "ОГК-1") в части:

§ продаж в полном объеме годового выхода зол уноса на электронной площадке "B2B-Energo" ( «business-to-business»);

§ создания конкурентноспособных экологически чистых строительных материалов в сотрудничестве с ООО «Строительная компания «Выдрица» (технология переработки ЗШМ для выпуска золобетонов автоклавного твердения с применением наноструктурных элементов) и ЗАО «Геополис» (технология производства строительных материалов методом полусухого объемного вибропрессования, учитывающим рекомендации ВНИИЖБ);

- выступление НПК "Электронные и пучковые технологии" с предложением о применении электронно-пучковой очистки топочных газов угольных котлоагрегатов и получением удобрений для сельскохозяйственного производства.

Участники Всероссийского совещания принимают следующие рекомендации и решения:

1. Считать целесообразным сохранение преемственности деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» в части продолжения и развития программ реализации экологической политики в электроэнергетике, в рамках которых были начаты работы по использованию ЗШМ, на последующие годы:

1.1. На федеральном уровне - под руководством Минэнерго России.

1.2. На уровне энергокомпаний - посредством координации со стороны Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ), которому ОАО РАО "ЕЭС России" делегировало обеспечение и передало компетенцию по выполнению экологических функций в электроэнергетике в постреформенный период.

2. Одобрить предложения ОАО РАО "ЕЭС России" в Государственную Думу Российской Федерации, подготовленные совместно с АПБЭ, по внесению изменений в федеральное законодательство для стимулирования использования золошлаковых материалов (приложение к письму Заместителя Председателя Правления ОАО РАО "ЕЭС России" Я.М. Уринсона от 26.05.2008 № ЯУ-1223 в адрес Председателя Комитета ГД РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Н.В. Комаровой).

3. Считать целесообразным разработку, согласование и утверждение:

3.1. Типовых ТУ на золошлаки для цементной промышленности, промышленности строительных материалов, организаций строительного комплекса.

3.2. Межотраслевых (федеральных) «Правил сертификации санитарно-гигиенических свойств товарной продукции, произведенной с использованием золошлаков ТЭС и котельных, реализуемых в качестве товарной продукции».

4. Считать целесообразным создание рабочей группы при Торгово-промышленной палате Российской Федерации по проблеме обращения с золошлаками тепловых электростанций и котельных для достижения следующих основных целей:

4.1. Координации разработки и сопровождения федеральной программы по эффективному решению проблемы золошлаков.

4.2. Анализа текущего состояния проблемы и организации разработки законодательных инициатив для своевременного совершенствования нормативных и правовых документов по проблеме золошлаков электроэнергетики.

4.3. Мониторинга эффективных технологических решений и оказания консультационной помощи в части решения вопросов организации эффективных производств по обращению с золошлаками тепловых электростанций и котельных с целью их использования и экологически безопасного хранения.

5. Рекомендовать руководству ОГК и ТГК совместно с органами законодательной и исполнительной власти субъектов РФ (муниципальных образований) в течении 2008-2010 гг. разработать и начать реализацию Региональных программ по использованию золошлаков ТЭС и котельных (в качестве заместителей природного сырья), с учетом положительного опыта работы ОАО «ТГК-11», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «ОГК-5», ОАО "ОГК-1".

6. Учитывая активную позицию руководства ОАО «ТГК-11» и Сибирской энергетической ассоциации по проблеме использования ЗШМ, предложить Сибирской энергетической ассоциации по согласованию с Полномочным представителем Президента РФ в Сибирском Федеральном округе создать Рабочую группу по подготовке предложений по совершенствованию законодательного обеспечения расширения использования ЗШМ.

7. Предложить ТГК, ОГК и другим энергетическим предприятиям России в течение 2008 – 2010 гг., учитывая передовой отечественный и зарубежный опыт, технически, технологически и организационно подготовить свои предприятия, использующие твердое топливо, к отгрузке золошлаковых материалов как из накопленных отходов (золоотвалов), так и из отходов текущего выхода.

8. В связи с тем, что утилизация ЗШМ является не профильной деятельностью ТЭС, работу по утилизации ЗШМ целесообразно осуществлять (с учетом опыта ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ТГК-11», ОАО «ОГК-5», ОАО «Новосибирскэнерго») специализированными предприятиями, которые закупают ЗШМ у генерирующих компаний, перерабатывают и поставляют ЗШМ потребителям, а также обеспечивают научно-техническое сопровождение использования ЗШМ.

9. Для координации работ в направлении разработки и транспортирования ЗШМ, создания оборудования по отбору, кондиционированию золошлаков для предприятий стройиндустрии, использования ЗШМ в качестве заменителя грунтов организовать и провести в ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева» совещание с участием представителей ОГК, ТГК, АПБЭ, ОАО "ВТИ", ИАЦЭЭ МЭИ, НИИЖБ, СибАДИ, ООО "Восток" и других заинтересованных организаций.

10. Одобрить в целом концепцию «Программы переработки и использования золошлаковых материалов угольных ТЭС России на 2008 – 2020 годы», разработанную ООО «Восток» в соответствии с рекомендациями НТС ОАО РАО "ЕЭС России и предложить ООО «Восток» разработать проект «Программы переработки и использования золошлаковых материалов угольных ТЭС России на 2008 – 2020 годы» в координации с АПБЭ, внести ее на рассмотрение рабочей группы при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

11. Рекомендовать ОГК и ТГК оказать содействие ООО «Восток» в подготовке «Программы переработки и использования золошлаковых материалов угольных ТЭС России на 2008 – 2020 годы» в координации с АПБЭ.

12. Одобрить инициативу ООО "Уральские Промышленные минералы" по созданию концепции проекта технопарка для Свердловской области по многопрофильному использованию ЗШМ.

13. Одобрить структуру подготовленного ИАЦЭЭ МЭИ по заказу АПБЭ национального Веб-сайта «Побочные продукты сжигания угля ТЭС России» (в соответствии с Программой реализации экологической политики РАО «ЕЭС России» на 2008 год), являющегося составной частью Всемирной сети «Побочные продукты сжигания угля».

14. Рекомендовать ОГК, ТГК:

14.1.Оказывать организационное и финансовое содействие в поддержании национального Веб-сайта «Побочные продукты сжигания угля ТЭС России» (при координации АПБЭ).

14.2. Вести постоянную работу по подготовке и повышению квалификации специалистов по проблеме обращения с золошлаками ТЭС.

15. Центру энергоэффективности ЕЭС, АПБЭ проинформировать ОГК, ТГК, участников Всероссийского совещания о начале работы национального Веб-сайта «Побочные продукты сжигания угля ТЭС России».

16. Рекомендовать НПК "Электронные и пучковые технологии" подготовить и направить в ОГК, ТГК и другие заинтересованные организации отрасли предложения, обосновывающие эффективность электронно-пучковой очистки топочных газов котлоагрегатов с получением удобрений для сельскохозяйственного производства.

17. Разместить "Рекомендации и решения Всероссийского совещания по вопросам переработки и использования золошлаковых материалов тепловых электростанций (10-11 июня 2008 года, г. Новосибирск)" на официальных сайтах ОАО РАО "ЕЭС России", АПБЭ, Сибирской энергетической ассоциации.

18. Считать целесообразным ежегодное проведение конференций по проблематике ЗШМ.

1 июля 2008 г.
Показать в формате для печати