Контакты

Адрес:
664056 г. Иркутск,
ул. Салацкого, 17
(м/р Приморский),

тел./факс: (3952) 793-663  
Написать нам письмо

ПРИМЕНЕНИЕ ЗОЛ УНОСА И ЗОЛОШЛАКОВЫХ СМЕСЕЙ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В дорожном строительстве золы и золошлаковые смеси используются при сооружении земляного полотна, для устройства укрепленных оснований, в качестве заполнителя и минерального порошка в асфальтобетонах. Золы сухого улавливания можно применять в качестве самостоятельного вяжущего, а также как активную добавку к неорганическим и органическим вяжущим веществам.

Широкий размах работы по использованию золошлаковых материалов в дорожном строительстве России приняли в 70-х годах. Связано это было с правительственными постановлениями по утилизации топливных отходов ТЭС.

В 1976 г. Министерство транспортного строительства СССР утвердило «Технические условия по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топлива для сооружения земляного полотна и устройства дорожных оснований и покрытий автомобильных дорог» ВСН 184-75, в которых установлены требования к применению зол и золошлаковых материалов в дорожном строительстве.

В 80-х годах научно-исследовательские работы и практическое использование этих материалов были значительно активизированы. Это было связано с созданием и развитием сети автомобильных дорог в Западной Сибири, Нечерноземной зоне, где ресурсы традиционных дорожно-строительных материалов (высокопрочного щебня, песка, цемента) ограничены.

B 1976-1990 гг. был разработан ряд нормативных документов, развивающих возможности использования зол и золошлаковых смесей в дорожном строительстве. Строительство автомобильных дорог с применением зол и золошлаковых материалов осуществлялось в различных регионах России, особенно в районах, испытывающих дефицит традиционных дорожно-строительных материалов (щебня, песка, цемента). При строительстве автомобильных дорог Москва-Серпухов, Москва-Рига, Москва-Кашира с применением зол и золошлаковых смесей построено около 300 км дорог. На автомобильной дороге Алтай-Кузбасс на отсыпке слоев земляного полотна использовано 65 тыс. м3 золошлаковых материалов. Алтайавтодор в 1999-2002 гг. применял золы уноса Барнаульской ТЭЦ в конструктивных слоях дорожных одежд на автомобильных дорогах III-IV категорий.

Значительные исследования в этой области проводились в 70-80 годах прошлого века под руководством СоюзДорНИИ и ГипроДорНИИ, а также в Уральском ПромСтройНИИПроекте, НИИ Оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова, ЦНИИС, ВНИИЖТ в других НИИ и вузах.

В СибАДИ исследования в области использования зол уноса и золошлаковых смесей в строительстве начаты 36 лет тому назад. Составитель данных Рекомендаций принимал участие в разработке одного из первых документов – ВСН 185-75 «Технические указания по использованию зол уноса и золошлаковых смесей от сжигания различных видов твердого топ­лива для сооружения земляного полотна и устройства дорож­ных оснований и покрытий автомобильных дорог» (1975 г.), который действует до настоящего времени.

Позже были разработаны другие нормативно-методические материалы, например:

· «Методические рекомендации по технологии применения в асфальтобетоне отвальных золошлаковых смесей теплоэлектростанций» (1978 г.);

· «Методические рекомендации по укреплению грунтов и отходов промышленности вяжущими для устройства верхней части земляного полотна автомобильных дорог» (1979 г.);

· «Предложения по использованию в дорожном строительстве минеральных вяжущих веществ на основе отходов промышленности и местных материалов» (1979 г.);

· «Методические рекомендации по использованию зол уноса Канско-Ачинских углей для осушения и укрепления грунтов земляного полотна и устройства оснований и морозозащитных слоёв дорожных одежд» (1986 г.);

· «Методические рекомендации по определению экономически рациональной области использования отходов ТЭС и ГРЭС в дорожном строительстве» (1987 г.);

· «Региональные нормы на проектирование и строительство автомобильных дорог, инженерных сооружений, выполнение благоустройства и обратных засыпок фундаментов объектов промышленного и гражданского назначения с использованием зол и золошлаковых смесей Омских ТЭЦ» (1996 г.).

Эти и другие нормативно-методические разработки были основаны на многочисленных материалах лабораторных исследований и результатах опытно-производственного строительства. Они определили основные пути рационального использования зол уноса сухого улавливания и золошлаковых смесей из золоотвалов ТЭС.

В целях обеспечения выполнения вышеуказанной Программы по переработке и использованию золошлаковых материалов электростанций ОАО «Иркутскэнерго» на 2005-2010 годы по заданию ЗАО «Иркутскзолопродукт» СибАДИ разработаны:

· в 2005 г. Рекомендации (региональные нормы) по применению золошлаковых материалов Н-ИТЭЦ при проектировании и строительстве земляного полотна автомобильных дорог;

· в 2006 г. Рекомендации (региональные нормы) по применению золошлаковых материалов ТЭЦ-10 «Иркутскэнерго» при проектировании и строительстве земляного полотна автомобильных и железных. Дорог.

В рекомендациях отражены основные вопросы по использованию отвальных золошлаковых смесей для сооружения земляного полотна автомобильных и железных дорог.

Золошлаковая смесь, используемая для сооружения земляного полотна, является одним из видов грунтовых строительных материалов.

Без ограничений золошлаковая смесь рекомендуется для сооружения нижней части неподтопляемых насыпей.

При использовании ЗШС в подтопляемой части насыпи должны быть выполнены конструктивные мероприятия, обеспечивающие устойчивость земляного полотна.

При использовании ЗШС для сооружения земляного полотна производство подготовительных работ включает (кроме традиционных, предусмотренных общестроительными нормами) дополнительные мероприятия.

Согласно проведенным исследованиям, результаты испытаний золошлаковой смеси из отвала ТЭЦ-10 ОАО «Иркутскэнерго» на предмет изменения их прочности и устойчивости под воздействием погодно-климатических факторов и нагрузок показали, что этот техногенный грунт может использоваться для сооружения земляного полотна автомобильных и железных дорог.

Отходы от сжигания твердого топлива на ТЭС широко используются при строительстве автомобильных дорог, как в России, так и за рубежом. Ниже приведены следующие области их применения:

зола сухого отбора

- медленно твердеющее самостоятельное вяжущее для устройства оснований дорожных одежд из укрепленных грунтов и каменных материалов;

- активная гидравлическая добавка в сочетании с неорганическими вяжущими (цементом или известью) для устройства оснований;

- активная гидравлическая добавка в сочетании с битумными или полимерно-битумными вяжущими;

- составная часть минерального порошка или для его замены при приготовлении асфальтобетонной смеси;

- добавка взамен части цемента и заполнителя при приготовлении тяжелого бетона и раствора;

отвальные золошлаковые смеси гидроудаления

- техногенный грунт для сооружения дорожных насыпей;

- материал, укрепленный цементом или другими вяжущими, для устройства оснований и дополнительных слоев дорожных одежд;

- малоактивная гидравлическая добавка к извести при приготовлении золоизвестковых вяжущих для укрепления грунтов и каменных материалов;

- взамен минерального порошка и частично песка при приготовлении асфальтобетона;

- заполнитель при приготовлении тяжелого песчаного бетона. При применении зол и золошлаковых смесей достигается следующая экономия цемента:

- при использовании активных зол уноса сухого отбора в качестве самостоятельного медленно твердеющего вяжущего - 100%;

- при использовании малоактивных зол уноса сухого отбора в качестве добавок к цементу - до 50%;

- при укреплении цементом золошлаковых смесей гидроудаления (вместо естественных песчаных грунтов или в качестве добавок к ним) - 20-30%.

Потребление материальных ресурсов при строительстве автомобильных и железных дорог чрезвычайно велико. Так, например, на 1 км дороги в зависимости от её категории и местных условий требуется от 10 до 70 тыс. м3 грунта для сооружения земляного полотна. Транспортное строительство может и должно стать одним из основных потребителей золошлаковых материалов.

Показать в формате для печати